קטי (valerianoffka) wrote in travel_armenia,
valerianoffka
travel_armenia

Армения, день 1-ый

Поскольку GPS в Грузии не работал, а в Армению попасть хотелось, мы посмотрели на карту, увидели там поселок Гугути, сверились с интернетом, который подтвердил наличие там пограничного перехода, и поехали. Ориентирование на местности производилось с помощью бумажной карты и местных жителей, которые всегда подсказывали направление. Нужно отметить, что ни один человек не отказал нам в помощи.
И вот уже вечер, смеркается. И мы въезжаем в лес. По карте это - дорога в Армению. По виду - лес.

Дорога с обломками асфальта, на которой две машины разъедутся с трудом. Как раз тот вариант, когда ни зги не видно, темным-темно и хоть глаз выколи одновременно. Прибавьте к этому отсутствие населенных пунктов, а также мобильной связи. Вот это был чистый адреналин.
Я нервно теребила телефон с грузинской сим-картой, наша проходимая машина ехала исключительно на медленной скорости. В общем, весело. Продолжалось это по ощущениям очень долго, пока навстречу не вынырнул грузовик. Я до сих пор благодарна водителю, весело сказавшему: "Езжайте прямо, это трасса, до границы километров 5 осталось". Чтобы мы разъехались на дороге, ему пришлось буквально въехать в лес.

Километров пять растянулись минут на 20 - дорога в ужасном состоянии. Зато пограничные пункты что со стороны Грузии, что со стороны Армении работают быстро. Даже кофе предложили. У них маленький поток - никто не хочет пересекать границу там из-за сложной дороги.

Пока нам готовили документы уже на армянской стороне, я успела пообщаться с дальнобойщиком, который рассказал, что 15 лет назад это был удобный путь, а сейчас все так заросло, что на грузовике трудно проехать. В общем, южная граница Грузии в Гугути - это песня, причем грустная. Хотя в целом по стране дороги приличные, строятся новые трассы.

Но вернемся к Армении, седьмой день путешествия мы начали, как вы понимаете, на таможне. Там же нам рассказали, что следующие 5 км дороги будут такими же "веселыми", зато потом начнется нормальная трасса (так и произошло).

Также нам посоветовали в Ташире на ночь не оставаться (5 км от границы), а проехать до Степанавана (28 км). Там гостиницы с евроремонтом, ага.

Про евроремонт не знаю, но засыпала я в огромном номере на пятерых в отеле, переделанном из старинного особняка. И черт меня дернул подумать о том, что в таких домах обычно водятся мыши. Заснула под знакомое шуршание. Но честно скажу, было уже все равно, лишь бы заснуть.

Доброе утро седьмого дня.

Утренние жители Степанавана встретили нас взглядами "цирк приехал": парикмахеры бросали ножницы, стригущиеся любопытно выглядывали из дверей и так далее в этом роде. Подозреваю, туристы в их евроремонтах не часты.

Хорошо позавтракав, прикинули маршрут: озеро Севан - Ереван - обратно в Грузию через Спитак.
На всякий случай дам здесь линк на карту маршрута, чтобы планирующим путешествие по Армении было удобней ориентироваться:

Ну и понеслись: дальше много видов Армении. В целом страна выглядит бедной и запущенной, что очень жаль. Такая история, такие красоты - ничего не приводится в порядок, про туризм, наверное, вообще промолчу. Но люди везде отзывчивые и положительные, даже в самой глухой деревушке.

И вот неожиданно, проезжая город Дилижан, мы увидели памятник "Мимино". Фрунзик Мкртчян, Буба (Вахтанг) Кикабидзе и Евгений Леонов - водитель грузовика Рубен Хачикян, вертолетчик, мечтающий о большой авиации, Валико Мизандари и фронтовик Иван Волохов. По сюжету фильма Рубик в "Мимино" является уроженцем Дилижана, именно поэтому памятник установлен здесь.

Еще немного времени в машине - и уже едем по берегу Севана, самого большого озера Армении.

Из окна виден монастырь Севанаванк (874 г.), стоящий на северо-восточном побережье озера.

Вот что говорит по этому поводу вики:
"В конце VIII века на острове Севан обосновались несколько монахов, которые построили здесь свои кельи и часовню. Благодаря выгодному положению острова их количество увеличилось, началось активное строительство монастыря. Для возведения стен в скале вокруг острова был вырублен уступ, на который уложили большие каменные блоки. Стена опоясала остров, а над ней была сооружена сторожевая башня с воротами. Далее монахи построили три церкви, кельи и хозяйственные постройки. В конце IX века в монастыре некоторое время жил царь Армении Ашот Железный. Рядом со стенами обители при он дал сражение арабским воинам, которые подошли к берегу Севана. В битве участвовали и монахи Севанаванка, которые по случаю победы объявили её волей Провидения. В XVI—XVII веках были разрушены стены монастыря, а в 1930 году с острова уехал последний монах.
Сегодня монастырь вновь действует, при этом в нём имеется духовная семинария имени Вазгена I".

Самое потрясающее в этом монастыре, что ты поднимаешься в облако. Дальше на всех фото вы увидите - было жутко холодно, дул пронизывающий ветер, на монастырь постоянно налетают облака, но это совершенно волшебные ощущения.

Вид сверху в одну сторону

И в другую

Машины с иранскими номерами встречались нам довольно часто. По словам местных жителей, иранцы приезжают в Армению попить винца и покушать свининки, причем активно, семьями. Не удивлюсь, если это и правда так.

Ну а дальше пришло время отобедать, что мы успешно и выполнили в уютном ресторанчике на берегу Севана. В меню были: домашний сыр, вино, люля из раков (из 13 кг раков - 1 кг фарша) и прочие радости жизни в виде очень вкусных продуктов. Еда в Армении отменная, причем еще и дешевая.

В следующем посте - про Ереван и Спитак.
Tags: culture, dilijan, food, photo, photo-report, photos, sevan